В. Ф. Одоевский Городок в табакерке. Главные герои, основные события. !

13 января 2012

В. Ф. Одоевский Городок в табакерке.  Главные герои,основные события. срочно!

  • казка «Городок в табакерке». Не просто классика — фундамент отечественной детской литературы, наравне с «Черной курицей» Антония Погорельского.«Городок» написан интеллектуалом своего времени, князем Владимиром Федоровичем Одоевским, в 1834 году. Жанр — нравоучительная фантазия. Основные события происходят во сне, так что и поучительность выглядит не особенно навязчивой – мало ли, что приснится.Мальчик Миша очарован музыкальной табакеркой – черепаховый плеер-«хай-тек» образца первой половины XIX века. Миша задается вопросом, откуда в шкатулке берется музыка? Засыпает и попадает в табакерку. Там он знакомится с мальчиком-колокольчиком и постепенно постигает всю нехитрую механику музыкального мирка. Есть мальчики-колокольчики, которых лупят дядьки-молоточки. А почему лупят? Их цепляет своими крючочками надзиратель-валик. А чего цепляет? Его толкает в бок царевна-пружинка. Как она сама объясняет Мише: «Зиц, зиц, зиц,– отвечала царевна,– глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На все смотришь – ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!».Миша забывает наставление папеньки — ничего не трогать, прижимает пружину пальцем – и все ломается. Сон окончен.Безусловно, гуманист, просветитель Одоевский подразумевал второе дно у своей сказки. Показан макет общества, смахивающего на закрытое учебное заведение того времени: мальчики, дядьки, надзиратели. Городок – миниатюрная музыкальная монархия, основной механизм которой – насилие. Да, в «городке» создаются очаровательные мелодии, но каким образом это достигнуто? Битьем мальчиков. Но одновременно автором постулируется оправданность этого тиранического устройства – нельзя ничего менять. Царевну-пружинку «трогать не моги» — иначе все сломается и музыки не будет вообще. Так и происходит, Миша нарушает запрет и в страхе просыпается — а вместе с ним и замечтавшийся о свободе и равенстве автор.Для Одоевского свежи воспоминания о недавней Сенатской площади. Двоюродный брат его Александр Иванович Одоевский был декабристом. Менять ли устои, даже из благих побуждений? Получается, что нет. Результат дороже и важнее способов его достижения.В 1976 году по мотивам сказки создается мультфильм «Шкатулка с секретом». Режиссер Валерий Угаров. И подтекст там другой – не «одоевский». Но не менее примечательный.Принято говорить, что анимация «Шкатулки» вторична и позаимствована у «Желтой подводной лодки». Спорно. С тем же успехом можно сказать, что шеренга молотков из нашей «Шкатулки» перекочевали в анимационный фрагмент из фильма «Стена» — молотки-фашисты.Мультфильм удачен сам по себе – маленькая рок-опера. Отдельная заслуга – работа замечательного композитора Владимира Мартынова. Хотя чего уж тут: и сценариста Евгения Аграновича, и Александра Иванова, поэта-пародиста, того самого, из вольнодумного «Вокруг смеха».Именно совместный талантливый труд и создал галлюцинаторную, лсдшную атмосферу мультфильма. Переливающиеся формы, люминесцентные краски и, конечно, гениальный синтезатор Мартынова.Сюжет схож с оригинальным. Мальчик спрашивает отца о шкатулке – только теперь это заглохнувший антиквариат. Отец перед уходом предлагает сыну самому разобраться, что произошло и почему шкатулка больше не играет.Мишу из сказки Одоевского встречал колокольчик. И в самом «городке» Миша общался и с молоточками, и с валиком, и царевной-пружинкой.В мультфильме мальчик попадает в мертвый поломанный мир, в котором уже произошла катастрофа. Он тут чужак, сталкер. Разобравшись с суть

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.